Православие. Образование. Культура. - «Воскресные школы Томской епархии работают на высоком уровне»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

«Воскресные школы Томской епархии работают на высоком уровне»

01 Февраль 2013

 

По благословению нашего Владыки  — архиепископа Томского и Асиновского Ростислава я оказалась в Москве на  XXI Рождественских чтениях. Опыт участия в такого рода мероприятиях у меня первый.  Было ехать и боязно, и интересно. Первое место, куда  я отправилась, была любимая мною Троице-Сергиева Лавра.
 
Преподобный Сергий в моей жизни имеет особое место. С  отрочества  это мой любимый святой, к молитвенному заступничеству которого я прибегала и прибегаю в разных обстоятельствах моей жизни, также батюшка является небесным покровителем моего супруга. Поэтому  с особым трепетом я ждала встречи с ним в его святой обители.  Я испытала такую радость, которую нельзя передать словами, это как встреча с дорогим и любимым человеком. В этот раз у меня тоже была просьба к батюшке, которую он исполнил. В который раз он не оставил меня и мою семью в своих ходатайственных молитвах к Господу.
 
Особая благодать чувствуется в Лавре и на богослужениях,  особый молитвенный настрой, все неспешно и благочестиво.
 
Но помимо этой великой радости, конечно, были трудовые будни. Нам приходилось рано вставать, чтобы успеть к месту проведения чтений. Затем мы бежали на электричку, после на метро добирались до нужной точки. Страшно представить, что в жизни рядовых москвичей и жителей области это повторяется каждый день.
 
Программа чтений была очень насыщенной. Приходилось жалеть, что невозможно сразу оказываться в двух или трех местах. Поэтому пришлось выбрать наиболее значимые по долгу службы.
 
Я посетила секцию  «Традиция – шаг в будущее. Опыт, подходы, методики воспитания дошкольников на ценностях православия». Поскольку  я являюсь методистом православного детского сада «Колокольчик», то мне было интересно послушать опыт моих коллег, найти новые методы и способы работы. Секцию возглавлял митрополит Тверской и Кашинский Виктор, который в приветственном слове отметил: «Рост личности начинается в годы дошкольного воспитания.» Также Владыка отметил, что процесс обучения дошкольников должен идти с обязательным участием родителей.
 
Было отмечено, что на данный момент в нашей стране не разработан Закон о дошкольном  православном воспитании, однако, в проект уже внесена поправка о задаче нравственного воспитания дошкольников, что должно помочь открыть путь православному воспитанию в детские дошкольные образовательные учреждения.
 
Говорилось и о проблемах православных садов, поскольку все они являются частными, то очень остро стоит проблема финансирования. Подобная проблема существует и в нашем православном садике. Собственно, в нашей стране пока еще мало православных дошкольных учреждений, ввиду того, что не все епархии могут финансировать детские сады, а сами эти учреждения довольно затратны. К сожалению, пока эта проблема не решена и никаких путей ее решения не предложено.  Очень интересно было услышать рассказ  об опыте работы православного детского сада «Покровский» в Белгородской епархии, который имеет лицензию, далеко не все светские частные сады могут этим похвалиться.
 
  Представляя опыт работы иерей Владимир Тимофеев отметил, что раньше в истории нашего государства никогда не было православного дошкольного образования, поэтому мы стоим у истоков формирования традиции. Он указал, как важно. Чтобы педагоги, пришедшие работать в детские православные сады сами четко видели границу между добром и злом, не препятствовали воцерковлению детей  ложными или неточными знаниями о Боге, нравственности, морали, не преподносили околоцерковные знания. Отец Владимир указал, что для появления традиций дошкольного православного образования нам необходимо создавать внешние формы восприятия этих традиций. Маленьким деткам важно знания передавать через чувства.
 
  Достаточно интересный опыт представили  коллеги из Беларуси. И в их саду, кроме работы с детьми, проводится активная работа с родителями, а в частности с папами, при садике существует клуб «Я — папа». Отцов привлекают например на изготовление рождественского вертепа, декораций к спектаклям.
 
Очень интересно было услышать мнение Абрамовой Анастасии Алексеевны, кандидата культурологии, по вопросу современной мультипликации. Она отметила, что на сегодня отсутствуют достойные детские анимации, призванные научить ребенка отличать добро и зло. В качестве примера был рассмотрен мультсериал «Маша и медведь», где четко прослеживается идея о том, что не родители воспитывают детей, а дети родителей. Анастасия Алексеевна призвала родителей и педагогов быть очень внимательными при выборе мультиков для детей, поскольку сказки и мультики также призваны учить детей и воспитывать в них доброе начало.
 
Было очень приятно услышать опыт работы садика-тезки из Нижегородской епархии. Свою работу педагоги и руководство строят на принципах единства детского сада и родителей.  Щербакова Татьяна Львовна, заведующая детским садом, отметила, что свою работу они строят опираясь на семью, как основу воспитания. В садике организованы духовно-просветительские беседы с родителями, существует «Семейная гостиная», где  родители вместе с детьми смотрят мультики, а затем обсуждают увиденное. В этом саду совместно проводятся праздники, организуются поездки.
 
При этом в саду 50% детей из воцерковленных семей, а 50% — дети из достаточно светских семей.
 
В садике организованы молебны, где совместно молятся  дети, родители и педагоги.
 
Татьяна Львовна сказала: «Дети дома должны видеть в семье то, что и в саду», по ее словам, воспитание в детском саду должно стать не заменой семейному воспитанию, а дополнением.
 
В тот же день удалось побывать на секции «Воскресная школа для взрослых и другие формы длительной катехизации», которая проходила в конференц-зале гостиничного комплекса при Даниловом монастыре. Конечно, мы посетили и сам монастырь и приложились к мощам князя Даниила.
 
Сама секция не произвела на меня большого впечатления, ввиду того, что доклады были скорее теоретизированы, нежели практиконаправлены. Хотя, особо хочется отметить доклад  С.В. Рогунова, катехизатора Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (г.Москва) «Практика проведения Библейских кружков на приходе.» Он поделился опытом организации и проведения кружков по изучению Священного Писания.
 
Сергей Витальевич отметил, как важно изучать Писание, нужно понимать и осознавать, что при чтении Писания с нами, со мной конкретно, говорит Бог. Также он отметил, что при изучении Писания в малых группах важно не иметь дидактического превосходства, не учительствовать. Каждый пришедший должен высказать свои ощущения, сомнения и понимания. В конце встречи ведущий обязательно должен подвести итог и отметить самые яркие мысли, после чего зачитать мнение святых отцов на изучаемый отрывок. Безусловно, перед каждой встречей необходима молитва. Молитва – это обязательное условие встречи, как и вера в то, что мы читаем именно Слово Божие.
 
Сергей Витальевич, исходя из своего опыта сказал, что подобные кружки дают ощущение присутствия Божьего. В них собираются, как воцерковленные, так и новоначальные, что безусловно важно, поскольку «старички» помогают новеньким, поддерживают их, являются примером.
 
В последний день работы чтений я побывала на секции «Синтез традиционных и современных подходов к организации деятельности воскресных школ Русской православной Церкви как перспектива их развития». Секция проходила в Белом зале Храма Христа Спасителя, председателем ее был митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, кстати, в этот день у Владыки был день рождения и все участники спели ему "Многая Лета". Владыка был так растроган, что сказал очень добрую и живую проповедь.
 
От самой секции остались двоякие впечатления. Очень много говорилось о стандарте, который внедряется в Воскресные школы. На секции уже не высказывалось опасений по поводу его внедрения, зато были получены разъяснения от иерея Алексея Алексеева,  заведующего Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Батюшка ответил и на вопросы педагогов. Еще раз отец Алексей подчеркнул, что стандартизации бояться не нужно, поскольку она не призвана задушить творческий опыт и подход, которые уже накоплены во многих Воскресных школах. В целом все выступающие отметили, что главная цель Воскресной школы, Воскресного учебного центра или группы – воцерковление детей и их семей. А в образовательный стандарт входят как правило следующие предметы: Священное Писание, Церковнославянский язык, Жития святых, Литургика.
 
Дети чаще всего разбиты на 3 возрастные группы: дошкольники, младшие и средние школьники и старшие школьники.
 
В частности протоирей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской области, отметил, что опыт современных Воскресных школ недостаточно осмыслен. Он указал на необходимость создания единого методического центра, куда будет стекаться лучший опыт регионов, а грамотные методисты и педагоги будут его осмысливать и помогать начинающим. Этот центр на основе лучших работ педагогов мог бы создать методические пособия в помощь учителям Воскресных школ.
 
Очень интересен был опыт Екатеринбургской митрополии в подготовке преподавателей Воскресных школ. Курсы для педагогов необходимы не только на начальном этапе, но и в процессе работы, поскольку педагог должен все время совершенствовать свое мастерство. В Екатеринбурге эта проблема решена очень хорошо.
 
В целом, обобщая опыт увиденного и услышанного, хочется отметить, что в нашей епархии Воскресные школы развиты на достаточно высоком уровне. Конечно, есть свои проблемы и трудности, но это не так страшно. И это очень радует.
 
Назарова Олеся
 
Источник: сайт воскресной школы Богоявленского кафедрального собора 


назад к списку новостей